асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования

Центр компетенций цифровой экономики

Лариса Владимировна Лапидус
д.э.н., профессор, директор Центра социально-экономических инноваций
Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова

Мир охватила «цифровая лихорадка». Компании запускают
цифровую трансформацию, перестраивают бизнес-процессы,
проектируют новые бизнес-модели. Массовое проникновение
«сквозных» цифровых технологий все чаще заставляет нас
задуматься о месте и роли человека в цифровом обществе.

По масштабу и силе воздействия на бизнес, отрасли, экономики стран, происходящие в настоящее время цифровые трансформации не имеют исторических аналогов. В последний раз масштабные трансформации социально-экономических систем на микро, мезо и макро уровнях в нашей стране протекали в середине 1990-х годов и были связаны с переходом к новым условиям хозяйствования. Рыночная среда, в первую очередь, потребовала от руководителей знаний науки о менеджменте и способности трансформировать системы управления, выстраивать бизнес-процессы и структуры, новые функциональные подсистемы стратегического развития и маркетинга, которые бы обеспечили устойчивость в конкурентной среде. Процессы реструктуризации того периода мало чем отличались в разных отраслях и опирались на науку о менеджменте, которая была признана еще в 1885 году.

«Цифровая лихорадка»: серьезная болезнь или временное наваждение?

Наступление цифровой экономики для многих стран, отраслей, корпораций, людей стало неожиданным. Несмотря на разнообразие цифровых технологий, сложность природы технологий Индустрии 4.0, даже разговоры о наступлении четвертой промышленной революции кажутся куда более обоснованными и убедительными, чего не скажешь про цифровую экономику. Анализируя статьи и многочисленные выступления по цифровой экономике понимаешь, что до сих пор даже для ученых и экспертов «цифровая экономика» остается одной из самых неисследованных явлений. Проблема кроется в отсутствии систематизированных знаний о цифровых трансформациях, истоках их появления, понимания корреляций между протекающими процессами и явлениями, отсутствием гибридных компетенций, сложностью глубокого одновременного погружения как в экономику, так и в технологии, эволюция которых породила новый технологический сдвиг.

Ситуация усугубляется высокой неопределенностью, подвижностью и многообразием сред, в которых приходится функционировать современным компаниям и которые влияют на траекторию формирования индустрий будущего.

Цифровая экономика – это «живой», постоянно развивающийся организм. Сегодня великие ученые – авторы мировых бестселлеров по менеджменту, маркетингу указывают на устаревшие знания в современных учебниках[1]. Научные статьи даже в журналах Physical Review перестают цитировать половину публикаций через 10 лет, а в ядерной физике – через 5 лет.[2] Скорость обесценивания полученных в вузах знаний продолжает расти и уже период полураспада компетенций достиг 1,5 лет.[3]

Из всех собранных больших данным корпорации по-прежнему используют для решения прикладных задач не более 1%. Экономика приобрела особые черты нового типа: экономика по требованию (on-Demand Economy), мобильная экономика (Mobile Economy), экономика совместного потребления (Sharing Economy), экономика сотрудничества, викиномика (Wikinomics), высокотехнологичная экономика дарения (The Hi-Tech Gift Economy), гигономика (Gig Economy). По оценке директора Центра социально-экономических инноваций экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, д.э.н., профессора Ларисы Владимировны Лапидус, процесс формирования цифровой экономики, технологический сдвиг и переход к четвертой промышленной революции только за последние 28 лет привели к появлению 293 новых терминов (160 на макроэкономическом уровне и около 140 – на микроэкономическом уровне), 102 новых аббревиатур, 77 новых видов электронных услуг. 93 ранее известных термина и научных теорий стали использоваться в новом контексте и получили новую интерпретацию. За каждым новым видом электронных услуг стоят новые рынки, развивающиеся по своей особенной траектории, характеризующиеся специфическими закономерностями и потребительским поведением и требующими новых подходов к их оценке, решений в области государственного регулирования (налогообложения, защиты данных, обеспечения качества электронных услуг и защиты прав потребителей.

Цифровая экономика — это совокупность отношений, складывающихся в процессах производства, распределения, обмена и потребления, основанных на онлайн-технологиях и направленных на удовлетворение потребностей в жизненных благах, что, в свою очередь, предполагает формирование новых способов и методов хозяйствования и требует действенных инструментов государственного регулирования. Онлайн технологии – технологии разных поколений Web (1.0, 2.0, 3.0, 4.0), позволяющие обмениваться данными, облегчающие процесс осуществления коммуникаций в сети Интернет и способствующие развитию новых видов электронных услуг и цифровых продуктов.

К настоящему времени Государственной Думой ФС РФ инициировано около 50 законопроектов, направленных, в первую очередь, на регулирование финансовых рынков, связанных с развитием цифровой экономики (краудфандинг, ICO, оборот криптовалют, использование блокчейн-технологий, искусственного интеллекта и др.). Новая среда ведения бизнеса уже привела к запуску цифровой трансформации социально-экономических систем на всех уровнях: государственном; муниципальном; отраслевом; корпоративном. В центре изменений оказался человек.

Масштабное проникновение технологий Индустрии 4.0 во все сферы деятельности повлекли за собой не только трансформацию бизнес-моделей, погоню за цифровыми технологиями, но и самое серьезное – привели к дефициту компетенций по цифровой трансформации во всех отраслях экономики. О наступлении «кадрового голода» на Парламентских слушаниях Государственной Думы ФС РФ 20 февраля 2018 года говорили многие руководители.[4]

Происходящим трансформациям присущи все признаки «цифровой лихорадки». Сложность заключается в том, что если симптомы болезни уже налицо, то рецепты для массового излечения еще предстоит прописать. И чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее перейдем к следующей стадии, на которой можно будет выстраивать экономико-математические модели, рассчитывать вклад цифровизации в экономику, оберегать общество от миграции ценностей и противостоять угрозам саморазрушения от совершенства искусственного интеллекта.

Эволюция цифровой экономики

Проводимые Л.В.Лапидус в течение пяти лет исследования по изучению системных трансформаций под воздействием цифровой экономики, позволили построить временнýю шкалу эволюции цифровой экономики, на которой представлены стадии ее развития.

Начиная с 1990 года, цифровая экономика прошла несколько стадий своего развития (см. рис. 1):

Рис. 1. Эволюция цифровой экономики. Автор: Л.В.Лапидус.

1990-2005 гг. – «становление цифровой экономики» (две фазы: 1990-2000 гг. — бум «доткомов», 2000-2005 гг. — развитие новых рынков электронных услуг, электронного бизнеса и электронной коммерции);

2005-2010 гг. – «рост цифровой экономики» (взрывной рост новых видов цифровых продуктов и электронных услуг);

2010-2015 гг. – «зрелость цифровой экономики» (массовое встраивание онлайн каналов и проникновение цифровых технологий в традиционный бизнес);

2015-2020 гг. – «цифровая лихорадка» (хаотичное перестраивание бизнес-процессов и трансформация бизнес-моделей).

2020-2030 гг. «системная трансформация» (обоснованная цифровизация с позиции системного подхода, ориентация на качественные системные сдвиги).

Уже к 2000 году наиболее зависимыми от трансформаций сегментами на рынке В2C стали банковская сфера, торговля, медиа. Позже начал сдвигаться сегмент В2В, что выразилось в создании маркетплейсов и межотраслевых торговых бирж, которые позволили крупным промышленным гигантам снизить расходы на закупки на 5-15%. В первое десятилетие XXI века получили развитие новые рынки цифровых продуктов и электронных услуг. Это было связано с появлением новых цифровых технологий Web 2.0, которые открыли возможности для проведения транзакций (финансовых, информацией, услугами и сервисами). В этот период появились YouTube, Facebook, Skype и др.

В первое десятилетие XXI века получили развитие новые рынки цифровых продуктов и электронных услуг. Появлялись новые социальные сети, мессенджеры, поисковые системы, агрегаторы и многие другие. Росли компании, предлагающие услуги электронной рекламы, интернет-торговли, онлайн доставки еды, электронного образования, онлайн коучинга. Традиционный бизнес начал реагировать на возможности и угрозы цифровой экономики в начале 10-х годов. Одновременно массово начали появляться новые формы ведения бизнеса в разных отраслевых сегментах. Наибольшую популярность приобрели агрегаторы.

Стадия «зрелости цифровой экономики» (2010-2015 гг.) охарактеризовалась наступлением эпохи технологий Web 3.0, массовым встраиванием онлайн каналов и проникновением цифровых технологий в традиционный бизнес. Именно в этот период произошли существенные сдвиги в потребительском поведении. Наступила эпоха мобильного онлайн потребления и заметного перехода к новой модели совместного пользования. Мобильная экономика, экономика совместного потребления, модели производства на основе краудсорсинга (викиномика), краудфандинг стали новой реальностью.

В период 2010-2015 годы характерным процессом стало активное проникновение технологий Индустрии 4.0 во все отрасли экономики, направленное на повышение конкурентоспособности бизнеса и страны. Принятая Германией в 2011 году государственная инициатива «Индустрия 4.0» послужила катализатором перестройки промышленности. 85% немецких предприятий уже приняли или планируют внедрение принципов Индустрии 4.0 в ближайшие 1-2 года.[5] В это время во многих странах, характерным процессом стало активное проникновение технологий Индустрии 4.0 во все отрасли экономики (см. табл. 1), что выражалось в появлении новых бизнес-процессов по управлению жизненным циклом материальных активов и сокращению операционных расходов за счет Интернета вещей (IIoT), переходу на роботизированные решения, кастомизированные продукты/услуги, встраивание краудсорсинга в модели производства, ведение маркетинговой деятельности и таргетинга на основе Big Data, использование возможностей искусственного интеллекта, нейронных сетей, VR, AR, построения цифровых платформ на основе технологии машинного обучения и др. 

Таблица 1.

Технологии Индустрии 4.0 и четвертой промышленной революции

On-line технологии

Технологии Индустрии 4.0

Технологии четвертой промышленной революции

Интернет и др. Web-технологии:

1990-2000

 

2010-2020

 

2020-2030

 

 

 

Big Data, нейротехнологии, искусственный интеллект (AI) и машинное обучение, квантовые технологии, системы распределенного реестра, интернет вещей (IoT), промышленный интернет (IIoT), технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорику, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR, AR, Mixed R), облачные и мобильные технологии, дроны, носимые гаджеты, блокчейн, 3D принтеры, технологии Agile, новые производственные технологии и др. Цифровые технологии, технологии

Индустрии 4.0,

 биотехнологии,

технологии точной (precision) медицины,

 новые материалы, нейротехнологии,

новые подходы к сохранению и генерации энергии

Цифровая экономика

Экономика 4.0

Автор: Л.В.Лапидус.

К 2015 году самыми инертными отраслями оказались металлургия, тяжелое машиностроение, инфраструктурные отрасли экономики — энергетика, транспорт, за исключением связи, которая своевременно создавала условия для удовлетворения потребностей в растущих скоростях передачи данных. Повышение потребительской ценности (value chain — цепочка создания ценности), а не просто внедрение цифровых технологий – важная часть трансформаций, происходящих под воздействием технологий Индустрии 4.0. Омниканальность стала детерминантой конкурентоспособности онлайновых и офлайновых компаний.

В число отраслей с высоким потенциалом для цифровизации, но медленным переходом к массовым трансформациям можно отнести строительство и сельское хозяйство. Является ли это признаком отсталости – это вопрос, на который можно ответить только, проведя тщательные расчеты и исследования. В таких отраслях главным остается значимость обоснования инвестиционных решений, а не гонка за технологиями ради технологий или погоня за индексами, к которым некоторые специалисты пытаются привязать оценку уровня цифровизации предприятий, регионов и т.д., игнорируя многие факторы, например, учет прогнозов роста безработицы в регионах с градообразующими производственными системами. 

28 июля 2017 года Правительством РФ своевременно была утверждена программа «Цифровая экономика РФ», что ознаменовало наступление новой стадии в развитии цифровой экономики – стадии системной трансформации — обоснованной цифровизации с позиции системного подхода. Главная задача – запуск системной трансформации, что предполагает поиск новых механизмов и инструментов усиления участия государства, бизнеса, каждого гражданина в процессах развития цифровой экономики. Несмотря на то, что цифровые технологии являются «сквозными», именно качественные сдвиги определяют приоритетность решений по их внедрению.

Цифровая экономика как среда ведения бизнеса: Принципы цифровизации.

Понимание цифровой экономики в узком смысле сопряжено с потреблением электронных услуг и сервисов, в широком – с проникновением «сквозных» цифровых технологий Индустрии 4.0. По итогам 2016 года доля цифровой экономики в ВВП РФ оценивалась в 2,8% от ВВП (интернет-рынки) и 19% от ВВП (интернет-зависимые рынки). [РАЭК, www.rif.ru] Ядром цифровой экономики являются выявленные, начиная с 1990 года, принципы цифровизации, лежащие в основе трансформации индустрий будущего.

В настоящее время в мире почти 4,0 млрд человек являются интернет-пользователями. Количество мобильных устройств превышает численность населения нашей планеты – 8,1 млрд. Изменилась природа компаний и характер конкурентной борьбы. Капитализация компаний стала напрямую зависеть от количества интернет-подписчиков, пользователей, участников сообществ. Новые бизнес-модели Freemiummodel, FreetoPlay, PrintonDemand, FullCrowdsourcing, Donation и др. позволили компаниям вести хозяйственную деятельность без собственной IT-инфраструктуры и программного обеспечения («бизнес в облаке»), без складского хозяйства (модель дропшиппинга), без собственных материальных активов (Sharing Economy).

Среди принципов цифровизации можно выделить:

  1. Повышение потребительской ценности.
  2. Переход на кастомизированные продукты и услуги.
  3. Омниканальность.
  4. Сокращение горизонтальных цепочек создания стоимости.
  5. Сокращение транзакционных издержек.
  6. Сокращение жизненного цикла инноваций.
  7. Выход традиционных компаний на новые рынки электронных услуг.
  8. «Сквозное» проникновение технологий Индустрии 4.0 (см. рис. 2).
  9. Переход на «цифровые двойники».
  10. Экосистемный подход к управлению цифровой трансформацией.

Рис. 2. Трансформация бизнес-процессов, бизнес-моделей. Автор: Л.В.Лапидус.

Ключевыми принципами Индустрии 4.0 являются:

  1. платформенность (межотраслевые, отраслевые, корпоративные цифровые платформы), которая позволит осуществить переход от конкуренции к большей кооперации (создание экосистем);
  2. бесшовность, интероперабельность;
  3. синхронизация данных;
  4. гибкость (Agility).

Основная задача бизнеса — выстраивание бизнес-процессов и формирование бизнес-моделей на основе возможностей цифровых технологий и обмена большими данными с целью повышения конкурентоспособности бизнеса за счет повышения потребительской ценности и достижения ключевых результатов — повышение уровней потребительской удовлетворенности и лояльности и поиск новых путей повышения доходности.

«Кадровый голод» и компетенции будущего

Спрос компаний на новые компетенции всегда сопряжен с проникновением новых технологий в производственный процесс. Если трансформации приобретают массовый характер, а система образования не успевает перестроиться, то на рынке труда наступает «кадровый голод», что и является сдерживающим фактором в запуске преобразований.

В ближайшие 5-10 лет в России будут востребованы специалисты по технологиям Индустрии 4.0. Например, специалисты по работе с облачными системами, по машинному обучению, Agile, VR/AR/Mix VR, искусственному интеллекту (AI).

В настоящее время, подобная ситуация наблюдается со специалистами по машинному обучению и искусственному интеллекту, спрос на которых только за один год, с января 2016 года по сентябрь 2017 года, по данным Career.ru вырос в 10 и в 8 раз соответственно, а спрос на специалистов по Big Data в 5 раз. Так же по данным Career.ru можно отметить положительную динамику заработных плат специалистов с I кв. 2016 г. по III кв. 2017 г.: по машинному обучению со 109 276 руб. до 132 997 руб., по искусственному интеллекту с 81 124 руб. до 102 350 руб., по Big Data с 96 688 руб. до 142 260 руб., по анализу данных с 92 738 руб. до 174 722 руб.

В высокотехнологичном мире виртуальной реальности основная задача человека, разрабатывая технологии и меняя индустрии, развиваться со скоростью, позволяющей каждому встраиваться в новый мир. Главное – формировать и расширять компетенции в ответ на технологические вызовы четвертой промышленной революции.

Компетенции цифровой экономики

Процесс цифровизации организаций/ компаний определяет необходимость быстрого приобретения компетенций цифровой экономики.

  1. Систематизированные знания о цифровой экономике.

Требуется глубокое погружение руководителей, специалистов, экспертов, ученых в процесс получения систематизированных знаний о цифровой экономике, природе цифровых технологий и системных трансформациях на микро, мезо, макро уровнях и глобальной цифровизации. Управленческие решения и научные разработки, которые были актуальны в период до 2015 года быстро устаревают и требуют постоянной корректировки и корреспонденции с наступившими событиями. Понимание происходящих изменений с позиции системного подхода позволит принимать эффективные решения в условиях, когда невозможно предсказать появление множества новых процессов во времени и описать их, что делает невозможным решение задачи поиска вероятностного аналога и вычленения множества случайных величин, характеризующих и сопровождающих технологический сдвиг.

Несмотря на то, что общими для всех отраслей остаются принципы цифровизации и «сквозное» проникновение технологий Индустрии 4.0, расстановка приоритетов по запуску тех или иных трансформаций должны осуществляться на основе оценки качественных сдвигов в корпорации, отрасли, стране.

  1. Гибридные трансдисциплинарные управленческие компетенции («технологии+экономика»).

Ключевой характеристикой компетенций цифровой экономики и индустрий будущего станет трансдисциплинарность. Успешным сможет стать только тот, кто будет хорошо понимать возможности и риски сквозных технологий Индустрии 4.0, природу web-технологий, основы построения и работы цифровых платформ для решения прикладных отраслевых задач (см. рис. 3).

Рис. 3. Управленческие компетенции в цифровой экономике. Источник: Автор.

  1. Управленческие компетенции разработки социально-экономических моделей на основе оптимального выбора между конкуренцией и кооперацией.

Для руководителей особое значение приобретут компетенции разработки моделей перехода от конкуренции к кооперации (coopetition) с партнерами, реальными и потенциальными потребителями, сотрудниками, краудсорсерами, органами государственной/муниципальной власти и т.п., в частности, в области совместного использования материальных активов с низким коэффициентом загруженности.

Согласно Harvard Business Review Analitic Service Report, объединение технологических и промышленных активов произведет настоящую революцию в производительности во многих отраслях.[6] В условиях нарастающей конкуренции за технологии отечественного производства, в компетенции руководителей войдут выявление зон кооперации и поиск новых механизмов сокращения затрат на цифровые разработки, решение проблемы дублирования данных, собранных разрозненно множеством разных компаний с целью сокращения издержек и снижения нагрузки Data центров на экологию.

  1. Управленческие компетенции цифровой экономики через призму поиска новых путей доходности и выстраивания экосистемы отрасли с учетом рисков кибербезопасности, дублирования сбора и синхронизации больших данных, интероперабельности и проблемы унаследованных систем и др.
  2. Компетенции организации командной работы и достижения синергетического эффекта за счет использования разнообразия и коллективного разума выйдут на первый план.
  3. Для всех категорий сотрудников ключевыми компетенциями станут: аналитические навыки и работа с большими данными, гибкое мышление, креативность, мультизадачность, программирование, трансдисциплинарность (инженер-технолог-экономист, робототехник – технолог – психолог, инженер – психолог – экономист, биолог-технолог-экономист) и др. Например, концерн Volkswagen переобучит 7000 своих инженеров на инженеров-электриков, так как к 2025 году хочет довести долю электромобилей в своей продукции до 25%.[7] Следует отметить, что многокомандность – важнейший навык будущего, означает одновременную работу во многих командах, состав участников которых не определен до первого дня совместной работы. Более того, состав команды может многократно меняться и члены команд могут находиться в разных точках мира.

Согласно данным доклада «The Future of Jobs» (World Economic Forum), к 2020 году произойдет увеличение спроса на критическое мышление, творчество, эмоциональный интеллект и познавательную доступность в 2020 году по сравнению с 2015 годом (см. табл. 1). В результате повышения технологической интенсивности промышленности, STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) навыки, связанные с наукой, технологией, инженерией и математикой станут еще более востребованными. Так, общая занятость в Европе с 2000 по 2011 год выросла на 8%, в то же время за тот же самый период занятость в сфере STEM увеличилась на 34%.[8] Акцент на развитие этих навыков станет конкурентным преимуществом стран, регионов и компаний. Следует отметить, что наша страна имеет очень сильное образование в математике, инженерных науках, программировании, кибернетики и входит в одну их лидеров ТОП-7[9] стран по числу выпускников в области STEM образования, наряду с Китаем, Индией, США, Ираном, Индонезией и Японией и занимает четвертое место после Китая, Индии и США.

Таблица 1.

ТОП-10 востребованных компетенций в 2015 и в 2020 годах

<td»>Контроль качества(Quality control)

Позиция в рейтинге ТОП-10

компетенций

2020 года

ТОП-10

компетенций

2015 года

2020 г. 2015 г.
1. 1. Комплексное решение проблем Комплексное решение проблем
2. 4. Критическое мышление Коллаборация с другими
3. 10. Креативность Управление людьми
4. 3. Управление людьми Критическое мышление
5. 2. Коллаборация с другими Ведение переговоров
6. Эмоциональный интеллект
7. 8. Разработка и принятие решений Ориентация на оказание услуг (Service Orientation)
8. 7. Ориентация на оказание услуг (Service Orientation) Разработка и принятие решений
9. 5. Ведение переговоров Активное слушание
10. Когнитивная гибкость Креативность

Источник: Составлено Л.В.Лапидус по данным World Economic Forum, The Future of Jobs.

Анализ ТОП-10 компетенций 2020 года по сравнению с 2015 годом показал, что четыре из пяти первых позиций остались почти неизменными. Их заняли такие компетенции как комплексное решение проблем, критическое мышление, управление людьми, коллаборация с другими. Можно наблюдать серьезное перемещение компетенции креативность с 10-ой позиции на 3-ю, что объективно объясняется происходящими трансформациями под воздействием массового проникновения роботизированных решений. Именно креативность как компетенция будущего будет играть важную роль при выполнении работы и станет отличительным признаком сотрудника от искусственного интеллекта, а значит выступит гарантом сохранения 

рабочего места в эпоху цифровой экономике и Индустрии 4.0. Высока вероятность того, что роботы вытеснят всех сотрудников, выполняющих череду простых часто повторяющихся операций, лишенных сложных и высокоинтеллектуальных задач.

Появление на 6-ой и 10-ой позициях сугубо новых компетенций (Эмоциональный интеллект и Когнитивная гибкость) определенно надвигающимися масштабными трансформациями и связано с усложнением взаимодействия человек-машина (искусственный интеллект) и нарастанием психологического напряжения в связи с высокой степенью неопределенности в части решения вопросов развития и наступления новых технологий в производственный процесс и нарастающих скоростях приобретения новых знаний.

Единственной компетенцией, которая ушла из ТОП-10 2015 года стала компетенция «Контроль качества» (Quality control), что указывает на то, что сама функция контроля будет еще более автоматизирована и передана от сотрудников нейронным сетям. Важной компетенцией руководителей станет умение управлять качеством с учетом происходящих изменений, связанных с возможностью выстраивания цифровых платформ (агрегаторов) на основе технологии машинного обучения осуществлять контроль качества по заданному алгоритму и оценивать состояние индексов по каждой из детерминант качества по разработанным методикам. Сложной задачей станет задача обеспечения качества работ, услуг (в т.ч. электронных), продукции (в т.ч. цифровых продуктов), выстраивания обратной связи с позиции потребительских ожиданий и предпочтений.

Таким образом, анализ показал, что ключевыми компетенциями — драйверами цифровой экономики, наряду с традиционными (комплексное решение проблем, критическое мышление, управление людьми, коллаборация с другими) станут следующие:

— аналитические навыки и работа с большими данными;

— креативность;

— цифровая грамотность (Digital skills);

— дружественность к технологиям (High Hume Technology, TechFriendly);

— гибридные компетенции;

— быстрое мышление (Fast Thinking & Reaction);

— многозадачность;

— многокомандность – одновременная работа в разных международных командах, неоднородных по профессиональным компетенциям, полу, страновому признаку;

— трансдисциплинарность — способность понимать каждого члена команды, специалистов из разных областей;

— on-line коммуникативные навыки и SMM продвижение;

— навыки сохранения здоровья (Health skills).

Согласно данным доклада «The Future of Jobs” (World Economic Forum), в среднем 35% основных навыков будут подвергнуты изменению в разных отраслях и странах в период с 2015 по 2020 год. Наиболее сильные трансформации произойдут в сегменте финансы и инвестиции (43%), активы и инфраструктура (42%), мобильность (транспорт и торговля) (39%). Среди стран, находящихся на передовой линии к наступлению изменений выделены Италия (48%), Индия (42%), Китай (41%), Турция (41%), Южная Африка (39%), Германия (39%), Франция (38%), Мексика (37%).[10]

  1. Компетенции управления киберфизическими системами.

Одним из самых значимых признаков цифровой экономики и проникновения технологий Индустрии 4.0 станет коллаборация: человек-человек; человек-машина; машина-машина, в связи с чем работа руководителей усложнится. При переходе к безлюдному производству произойдет возврат к управлению по модели «черного ящика». При этом социально-экономические системы в отличие от закрытых технических, останутся открытыми. Потребуются руководители с компетенциями управления киберфизическими системами и новыми коллаборативными процессами.

  1. Компетенции управления институциональными изменениями.

Институциональные изменения на всех уровнях будут способствовать созданию условий для более быстрой цифровизации и повышения готовности к переходу к четвертой промышленной революции. Массовую проблему «кадрового голода» сможет решить встраивание в систему управления каждой компании/орган государственной/муниципальной власти подсистемы стратегического развития (цифровой трансформации) под руководством Chief Digital Officer, CDO (Управление, департамент, отдел, служба цифровой трансформации), который будет состоять из руководителей, прошедших полный курс обучения по цифровой экономике, специалистов по цифровой трансформации. Их особенностью станет единое понимание всех взаимосвязей системной цифровой трансформации плюс специализация по разным функциональным областям (например, маркетинг, управление человеческими ресурсами, финансами и т.д.). Это может быть и элемент матричной системы управления, в состав которого войдут действующие руководители, прошедшие обучение. Т.е. тогда в подчинении у СDO окажутся действующие руководители и будет нарушен принцип единоначалия. Второй вариант: сугубо новое подразделение с функциональными руководителями по разным зонам.

В настоящее время одной из серьезных проблем является дефицит не только руководителей, обладающих компетенциями цифровой экономики по запуску цифровой трансформации, но и дефицит ученых и преподавателей, обладающих соответствующими знаниями. Проведенный анализ показал, что, если экспертов с узкой специализацией, например, по блокчейн-технологиям, криптовалютам, развития НИОКР, кибербезопасности, Big Data и т.д. достаточно, то экспертов, обладающими систематизированными знаниями по цифровой системной трансформации практически единицы, так как для формирования подобного рода специалистов должно было уйти до 5 лет, а в России технологический сдвиг стал заметен для многих только в 2017 году. Причем ситуация осложняется тем, что опыт системных трансформаций, полученный в процессе реформирования в отраслях в предыдущие исторические периоды не работает, а порой и мешает, так как природа цифровых технологий, признаки цифровой экономики и принципы цифровизации, в которых кроется их исключительность и возможные эффекты не имели исторических корреляций и метод аналогий при принятии управленческих решений не работает.

В настоящее время речь идет о сугубо новой природе конкурентной борьбы, потребительском поведении, изменении природы компаний, продукции/услуг, новых моделях производства, распределения, обмена, потребления, управления инновационным бизнесом, ядром которых являются уникальные возможности цифровых технологий. При смене аграрного общества индустриальным и индустриального постиндустриальным были очевидные линейные зависимости «технологии-инвестиции-эффекты». Переход к цифровому обществу происходит на фоне рисков, каждый из которых перечеркивает любые линейности в цепочке «технологии-инвестиции-эффекты» и требует детального изучения проблемы кибербезопасности, синхронизации данных, интероперабельности киберфизических систем и проблемы унаследованных систем, которые опять таки заложены в природе самих цифровых технологий. В этом и кроются отличия нового Chief Digital Officer от привычного Chief Technology Officer (CTO).

Именно для решения задачи помощи компаниям-партнерам в преодолении разрыва между институтами науки, образования и рабочими местами, удовлетворения запроса бизнеса к рынку труда на компетенции цифровой экономики и в осуществлении перехода к цифровой системной трансформации с минимизацией рисков в ближайшие 1-2 года и адаптации к работе в новых условиях технологического сдвига (3-10 лет), который приведет к наступлению четвертой революции (10-20 лет), смягчения влияния проблемы «кадрового голода», снижения порога психологического стресса с сотрудников компаний, Президентом МАКО Ольгой Михайловной Голышенковой было принято решение о создании Центра компетенций цифровой экономики, дефицит которых будут испытывать в ближайшие 2-3 года все без исключения работодатели, а компании-лидеры – уже в ближайшие 1-2 года. Управление талантами, массовое обучение и переобучение сотрудников – задачи, приобретающие статус «приоритетных в обеспечении конкурентного преимущества» в новых условиях.

Центр возглавит один из ведущих ученых в области системных знаний о цифровой экономике и происходящих трансформациях, д.э.н., профессор кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра социально-экономических инноваций, человек с гибридными компетенциями, Лариса Владимировна Лапидус.

В планах работы Центра – создание глобального экспертного сообщества, молодежного крыла (представителей кадрового резерва, HiPo сотрудников, талантливых студентов ведущих вузов – годовое членство в Школе цифрового лидерства).

Запланировано проведение мероприятий (с приглашением членов Школы цифрового лидерства), направленных на привлечение внимания делового сообщества к проблемам трансформации и развития компетенций цифровой экономики (см. табл.2).

Таблица 2.

ПЛАН РАБОТЫ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Формат мероприятия

Название мероприятия

На мероприятии будут даны ответы на вопросы:

Круглый стол

 

Компетенции цифровой экономики: как трансформация компаний меняет облик сотрудника?

или

Цифровая трансформация компаний и запрос на новые компетенции

 

  1. Трансформация компаний и запрос на новые компетенции.
  2. Отраслевые особенности цифровизации.
  3. Компетенции цифровой экономики – какие они?
  4. «Кадровый голод» уже наступил?!
  5. Как быстро приобрести компетенции цифровой экономики?
  6. Образовательные технологии будущего, доступные для каждого.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на знание цифровой экономики

Тема: «Цифровая экономика & Технологический сдвиг» Соревнование команд разного уровня: команды компаний, команды Школы цифрового лидерства, эксперты – наставники команд

Круглый стол

 

Цифровая экономика & Позиция win-win: Кого заменит искусственный интеллект, и кто от этого выиграет?

или

Я не робот: Согласование интересов работодателя и работника в цифровой экономике.

  1. Как можно понять, кого в ближайшие годы заменит искусственный интеллект?
  2. Что делать, если на Вас наступает искусственный интеллект?
  3. Как провести функционально-целевой анализ в организации, если Ваш коллега – робот?
  4. Цифровая экономика & Управление талантами: Новые решения.

Круглый стол

 

Цифровое будущее: как противостоять миграции ценностей?

или

Как осуществить переход к цифровому обществу и не растерять ценности?

  1. Как Sharing Economy влияет на ценности?
  2. Mobile Economy и трансформация ценностей?
  3. 250, 400, 1000 друзей – миф или реальность?
  4. Мемы, фейки, тролли, боты, лайки – как сохранить красоту и чистоту русского языка?

Открытая трибуна

Термин месяца с разных ракурсов Цифры, люди и факты:

Что? Кто? Когда? Зачем? Как? Почему? Сколько?

Интеллектуальные поединки

Общая тема: «Цифровая экономика»

Цифровая лихорадка» Vs Обоснованная трансформация

Реальное общение Vs Виртуальное общение

Цифровая мобильность Vs Транспортная мобильность

Цифровое здоровье Vs Цифровое нездоровье

Chief Digital Officer, CDO и дирекции по системной цифровой трансформации

Для руководителей высшего состава ключевой компетенцией уже сегодня является разработка стратегии цифровизации компании в корреляции с общей стратегией развития, с приоритетными задачами реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и видением облика будущего отрасли. Создание новых подразделений по цифровой трансформации (например, дирекции по системной цифровой трансформации) с введением должности директора по цифровой трансформации (Chief Digital Officer, CDO) в качестве руководителя стратегического уровня, главной задачей которого станет решение проблемы разработки и запуска программы по системной трансформации, т.е. обоснованной цифровизации с позиции системного подхода.

При переходе к четвертой промышленной революции работа этого подразделения позволит оперативно реагировать на вызовы самой динамичной технологической составляющей внешней среды организации, связанной с новыми возможностями и угрозами цифровых технологий. Данное структурное подразделение должно быть создано во всех организациях, независимо от масштаба и сферы деятельности и состоять из специалистов с гибридными компетенциями (знание технологий Индустрии 4.0 и четвертой промышленной революции, экономики, отраслевой специфики).

В работе Chief Digital Officer усилится важность знаний в следующих областях:

— инвестиционного менеджмента (обоснование инвестиционных бюджетов с учетом рисков цифровой экономики: проблемы унаследованных систем, синхронизации больших данных, дублирования собираемых больших данных, кибербезопасности и др.);

— инновационного менеджмента (поиск новый путей повышения доходности с учетом цифровой среды, проектирование новой бизнес-модели, управление процессами создания инновационных компаний (стартапов), запуском пилотных проектов, работы с высокопотенциальной молодежью по поиску инновационных идей, обоснование трансформаций для превентивного предотвращения конфликтов в коллективе и снятия психологической напряженности с персонала);

— проектного менеджмента (одновременного курирования работы над несколькими инновационными проектами до 500 штук в двух режимах (полной закрытости (конфиденциальности) и полной открытости с использованием краудсорсинговых технологий, включая открытые инновации с использованием коллективного разума);

— управления разработками и исследованиями (создание научных и технологических заделов по перспективным направлениям развития компании на уровне постановки задач, промежуточного контроля процессов и оценки итогового результата);

— управления человеческими ресурсами (с учетом проникновения возможностей технологий Индустрии 4.0 для HR-ов, поиском новых подходов к массовому доучиванию и переучиванию сотрудников компаний; разработке планов и программ по удовлетворению потребностей в персонале согласно установленному приоритету во внедрении технологий; планирования и осуществления контроля за процессом высвобождения рабочих мест при переходе на технологии искусственного интеллекта (цифрового проектирования и перехода на «цифровые двойники», BIM 3D/4D/5D, Maching Learning и др.);

— стратегического менеджмента (выявление зон трансформации и обоснование необходимости принятия «цифровых» решений; разработка стратегии цифровизации в корреляции с общей стратегией развития бизнеса, с приоритетными задачами реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и видением облика будущего отрасли, разработка программных документов; постановка KPI, отражающих качественные сдвиги, связанные с системной цифровой трансформацией; осуществление стратегического управления с позиции экосистемного подхода).

— для CDO органов государственной/муниципальной власти к этим областям добавить — государственного и муниципального управления (понимание природы и сущности системной цифровой трансформации, взаимосвязей на микро, мезо, макро, мега уровнях, обоснование процессов перехода к цифровому региону, разработка плана кросс-регионального взаимодействия; разработка решений по предотвращению миграции ценностей, сопровождающих развитие цифровой экономики; понимание взаимодействия «государство-бизнес-гражданин»; формирования законодательного обеспечения в цифровой экономике, появления новых социальных лифтов и др.);

Работа такого подразделения сможет решить проблему «кадрового голода» и нехватки руководителей и специалистов с систематизированными знаниями в области цифровой экономики и управления цифровой трансформацией, с которыми столкнутся в ближайшие 3 года все без исключения компании.

Руководители всех уровней в системе управления должны будут приобрести управленческие компетенции цифровой экономики.

Управленческие компетенции цифровой экономики для руководителей высшего уровня:

  1. Выявление зон трансформации и обоснование необходимости цифровизации.
  2. Разработка и согласование стратегических документов: стратегии развития, стратегии цифровизации, IT-Стратегии на основе понимания облика отрасли с учетом государственной политики в области цифровой экономики и стратегий развития компаний-конкурентов.
  3. Разработка плана по проведению реорганизации. Понимание корреляций между всеми бизнес-процессами в условиях происходящих трансформаций.
  4. Поиск и оценка путей осуществления диверсификации на основе новых возможностей цифровой экономики, создания инновационного бизнеса (старт-апов).
  5. Умение выстраивать гибкие бизнес-модели, способные быстро реагировать на изменения внешней среды.
  6. Способность формировать и поддерживать корпоративную культуру под происходящие изменения.
  7. Понимание эффектов и эффективности, которые можно достичь при решении прикладных задач с помощью каждой из технологий Индустрии 4.0.
  8. Осуществление стратегического управления с позиции экосистемного подхода.

Для руководителей среднего уровня важнейшими компетенциями станут:

  1. Понимание целей развития функциональной подсистемы в соответствии со стратегией развития компании и стадией цифровой трансформации.
  2. Понимание корреляций между всеми бизнес-процессами в условиях происходящих цифровых трансформаций.
  3. Умение решать прикладные задачи в рамках управленческих полномочий конкретной функциональной подсистемы с помощью каждой из технологий Индустрии 4.0.
  4. Осуществление организации и контроля работы на основе современных цифровых технологий.

При рассмотрении приоритетных задач руководителей первого уровня, следует учитывать тот факт, что их важнейшая функция руководство людьми. В этой связи, на первое место выходят изменения, связанные со все большим тяготением компаний к внедрению киберфизических систем, когда современные решения в области роботизации и искусственного интеллекта позволяют организовать производственный процесс с автономными роботами, которые становятся полноценными коллегами сотрудников компании. Таким образом, в число ключевых задач и компетенций руководителей первого уровня войдут:

При рассмотрении приоритетных задач руководителей первого уровня, следует учитывать тот факт, что их важнейшая функция руководство людьми. В этой связи, на первое место выходят изменения, связанные со все большим тяготением компаний к внедрению киберфизических систем, когда современные решения в области роботизации и искусственного интеллекта позволяют организовать производственный процесс с автономными роботами, которые становятся полноценными коллегами сотрудников компании. Ключевыми компетенциями руководителей первого уровня станут:

  1. Умение управлять сложными киберфизическими системами, системами человек-машина (искусственный интеллект); человек-человек в продуктивном взаимодействии при достижении заданного уровня качества, производительности труда и издержек.
  2. Понимание того, как изменится труд каждой из категорий сотрудников, как это отразится на эффективности работы и затратах на персонал.
  3. Проведение аудита трудоемкости функций и обоснование решения перевода ряда из них на искусственный интеллект.
  4. Использование возможностей новых форм нестандартной занятости при решении задачи сокращения времени производственного цикла.
  5. Осуществление организации и контроля работы на основе современных цифровых технологий.

Для руководителей всех уровней потребуется более глубокое погружение в отраслевую специфику, видение будущего отрасли, понимание путей перехода от конкуренции к кооперации, совместного построения цифровых платформ с новой потребительской ценностью и возможностью сокращения затрат.

То же самое можно отметить и про каждую из технологий Индустрии 4.0. Например, носимые гаджеты, браслеты здоровья, встроенные чипы уже становятся неотъемлемой частью нашей жизни. К концу 2017 года количество подключенных браслетов и других девайсов здоровья и фитнеса должно было достичь 580 млн единиц. Круглосуточное снятие цифровых данных и их анализ имеют большую ценность не только для каждого, кто заботится о своем здоровье, но и для работодателей. Эти и другие разработки в области искусственного интеллекта могут стать популярными средствами дистанционного мониторинга состояния здоровья сотрудников. Работодатели рассматривают возможность их использования в трудовой деятельности, например, для решения вопросов уменьшения влияния человеческого фактора в тех сферах, где от состояния здоровья сотрудников зависит безопасность коллег, потребителей услуг, населения. К 2018 году для 2 млн сотрудников компаний обязательным пунктом условий подписания трудового контракта станет ношение браслетов здоровья. В этой связи, одной из главных задач становится задача урегулирования трудовых взаимоотношений между работодателями и сотрудниками при сохранении права сотрудников на частную жизнь. От руководителей требуется понимание отраслевых особенностей организации производственного цикла, проведение анализа возможных вариантов встраивания носимых гаджетов, браслетов здоровья, встроенных чипов как неотъемлемой части человека в производственный процесс, обоснование необходимости использования данных устройств в отдельных отраслях, сферах деятельности в качестве обязательного условия организации производственного цикла. При этом для внесения поправок в Трудовой Кодекс РФ, важно превентивно решать вопросы по выработке предложений по правомерности действий работодателей, по защите прав каждого сотрудника на частную жизнь.

Для более эффективного управления изменениями потребуются новые подходы к управлению командами, компетенции одновременного запуска множества проектов, связанных с новыми технологиями. Каждый сотрудник компании должен стать «дружественным к технологиям» (TechFriendly). Для отслеживания и понимания сущности всех технологических инноваций, руководителям потребуется встроить в собственные планы и индивидуальные планы сотрудников периоды времени на приобретение новых знаний, коллегиальное обсуждение новостных дайджестов и достижений в области новых материалов, технологий генерации и сохранения энергии и многих др. с акцентированием внимания на отраслевые задачи.

Так как электронные услуги станут неотъемлемой частью каждой бизнес-модели, то резко увеличится потребность в компетенциях по управлению качеством комплексных электронных услуг, мобильных приложений и цифровых платформ.

Ключевыми компетенциями как для всех руководителей, так и для каждого сотрудника станут базовые знания решений в области защиты данных, обеспечения надежности и безопасности информационных систем, возможности «облака» и виртуализации и в целом достижение достаточного уровня цифровой грамотности и расширение гибридных компетенций (технических + экономических + отраслевых), что возможно только при непрерывном обновлении имеющихся знаний и совершенствования полученных ранее навыков и умений. Актуальность парадигмы «Обучение на протяжении всей жизни (Life Long Learning) выйдет на новый виток и охватит каждого.

Программы подготовки руководителей должны способствовать освоению и применению компетентностного подхода в области управления конкурентоспособностью предприятия, операционного менеджмента, стратегического управления, управления изменениями, производственного менеджмента и организационного проектирования (см. табл. 1).

Таблица 1.

Компетенции современных руководителей по цифровой трансформации бизнеса (Chief Digital Officer и сотрудников дирекции по системной цифровой трансформации)

Модули учебной программы

«Цифровая экономика: решения по системной цифровой трансформации»

Компетенции цифровой экономики

(системной цифровой трансформации)

I.     Эволюция цифровой экономики. Возможности и риски. Принципы цифровизации. —  Знание особенностей эволюции цифровой экономики.

—  Знание признаков цифровой экономики.

—  Умение анализировать возможности и угрозы цифровой экономики.

—  Умение анализировать влияние технологических трендов с учетом отраслевых особенностей.

—   Умение анализировать принципы цифровизации.

—   Умение анализировать условия, факторы успеха, риски перехода к новым моделям производства, распределения, обмена и потребления.

II. Разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности в условиях цифровой экономики —  Умение разрабатывать управленческие решения по цифровой трансформации бизнеса с позиции экосистемного подхода.

—  Умение анализировать и оценивать факторы успеха и риски цифровой трансформации.

—   Способность разрабатывать решения по переходу на кастомизированные товары/услуги и персонифицированное обслуживание в различных отраслях и сферах бизнеса. Бенчмаркинг.

—  Умение находить решения проблемы унаследованных систем при запуске цифровой трансформации.

—  Навыки принятия решений по обеспечению и оценке качества электронных услуг и цифровых платформ.

—  Умение разрабатывать и реализовывать инновационные решения по трансформации бизнес-моделей с учетом «дорожной карты» государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

—   Умение оценивать уровень (индексы) цифровизации на основе качественных сдвигов.

III. Разработка стратегии цифровизации бизнеса —  Умение выявлять потенциальные зоны и обосновывать потребности в инновационных решениях по трансформации существующей бизнес-модели.

—  Умение оценивать инвестиционные проекты.

—   Умение разрабатывать стратегию цифровой трансформации в корреляции со стратегией развития компании, с учетом «дорожной карты» по реализации государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и отраслевых изменений.

IV. Разработка «дорожной карты» по цифровой трансформации —   Умение разрабатывать дорожную карту по трансформации бизнес-модели с учетом стратегии развития бизнеса.
В работе Chief Digital Officer усилится важность знаний в следующих областях:

— инвестиционного менеджмента (обоснование инвестиционных бюджетов с учетом рисков цифровой экономики: проблемы унаследованных систем, синхронизации больших данных, дублирования собираемых больших данных, кибербезопасности и др.);

— инновационного менеджмента (поиск новый путей повышения доходности с учетом цифровой среды, проектирование новой бизнес-модели, управление процессами создания инновационных компаний (стартапов), запуском пилотных проектов, работы с высокопотенциальной молодежью по поиску инновационных идей, обоснование трансформаций для превентивного предотвращения конфликтов в коллективе и снятия психологической напряженности с персонала);

— проектного менеджмента (одновременного курирования работы над несколькими инновационными проектами до 500 штук в двух режимах (полной закрытости (конфиденциальности) и полной открытости с использованием краудсорсинговых технологий, включая открытые инновации с использованием коллективного разума);

— управления разработками и исследованиями (создание научных и технологических заделов по перспективным направлениям развития компании на уровне постановки задач, промежуточного контроля процессов и оценки итогового результата);

— управления человеческими ресурсами (с учетом проникновения возможностей технологий Индустрии 4.0 для HR-ов, поиском новых подходов к массовому доучиванию и переучиванию сотрудников компаний; разработке планов и программ по удовлетворению потребностей в персонале согласно установленному приоритету во внедрении технологий; планирования и осуществления контроля за процессом высвобождения рабочих мест при переходе на технологии искусственного интеллекта (цифрового проектирования и перехода на «цифровые двойники», BIM 3D/4D/5D, Maching Learning и др.);

— стратегического менеджмента (выявление зон трансформации и обоснование необходимости принятия «цифровых» решений; разработка стратегии цифровизации в корреляции с общей стратегией развития бизнеса, с приоритетными задачами реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и видением облика будущего отрасли, разработка программных документов; постановка KPI, отражающих качественные сдвиги, связанные с системной цифровой трансформацией; осуществление стратегического управления с позиции экосистемного подхода).

— для CDO органов государственной/муниципальной власти к этим областям добавить — государственного и муниципального управления (понимание природы и сущности системной цифровой трансформации, взаимосвязей на микро, мезо, макро, мега уровнях, обоснование процессов перехода к цифровому региону, разработка плана кросс-регионального взаимодействия; разработка решений по предотвращению миграции ценностей, сопровождающих развитие цифровой экономики; понимание взаимодействия «государство-бизнес-гражданин»; формирования законодательного обеспечения в цифровой экономике, появления новых социальных лифтов и др.);

 

Избежать роста расходов на доучивание персонала можно разделением функций по созданию образовательного контента в самых современных форматах (видео, 3D моделирование, виртуальной и дополненной реальности и др.) между работодателями, компаниями — производителями технологий и бизнес-школами. Расходы на разработку образовательного контента компаниями-производителями должны стать частью общих затрат на создание продукта (технологии). В данном случае такой образовательный контент должен являться своего рода продолжением инструкции пользователя. При этом разрешится главная проблема – проблема сокращения разрыва компетенций и усилится роль науки в развитии бизнеса, обмен опытом между учебными заведениями и бизнесом по отраслевым (технологическим) кластерам.

Можно отметить, что одной из серьезных проблем является наличие нескольких разрывов (Gap 1, 2, 3) между руководителями компаний, разработчиками технологий (программистами) и потребителями (см. рис. 2):

Рис. 2. Разрывы между руководителями компаний, программистами и потребителями.

Источник: Составлено автором.

Разрешить проблему сокращения разрывов можно следующими решениями:

— формирование и расширение гибридных компетенций программистов (техническое образование + экономическое + управление качеством электронных услуг);

— формирование и расширение гибридных компетенций у руководителей (техническое образование + экономическое + отраслевое + управление качеством электронных услуг);

— изучение особенностей потребительского поведения;

— регулярная оценка качества электронных услуг внутренними/независимыми экспертами.

По мнению Л.В.Лапидус, происходящие цифровые трансформации повлекли за собой изменение моделей развития компетенций цифровой экономики, которые опираются на следующие ключевые ориентиры: Интеграция; Агрегирование; Кооперация; Созидание; Обучение; Коллаборация, Взаимодействие при согласовании интересов корпорации, сотрудников, членов семьи по следующим цепочкам:

  1. КОРПОРАЦИЯ (КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ) – СОТРУДНИК (СОХРАНЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА) – ЧЛЕНЫ СЕМЬИ (ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ).
  2. РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПРИСУТСТВИЯ КОРПОРАЦИЙ – ЦИФРОВОЙ РЕГИОН – ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ.
  1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА – УПРАВЛЕНИЕ КИБЕРФИЗИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ – КОЛЛАБОРАЦИЯ «ЧЕЛОВЕК-МАШИНА».
  2. ГОСУДАРСТВО – БИЗНЕС – ГРАЖДАНИН – МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО.

 

Задачи: 

ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОТРУДНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

РАЗВИТИЕ У СОТРУДНИКОВ ГИБРИДНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ: ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗРЫВОВ МЕЖДУ «ЯЗЫКОМ» РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПРОГРАММИСТОВ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАСШИРЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ

РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ КОМПАНИЙ

 

Новые форматы учебных материалов:

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА, ВКЛЮЧАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ДАЙДЖЕСТЫ

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ:

«ЦИФРОВОЙ ПОРТФЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ»

«ПЛАНШЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ»

«СМАРТФОН ЦИФРОВОГО ЛИДЕРА»

«ЦИФРОВОЙ ЛИДЕР»

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБНОСТИ ПОКОЛЕНИЯ Z

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ГИБРИДНОЙ СРЕДЕ

 

МОЛОДЕЖНОЕ КРЫЛО НА ПМЭФ18

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ:

КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЗ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ И НА ЛЕЧЕНИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

СТРАСТЬ К КОМПЕТЕНЦИЯМ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

 

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ:

ТРЕНДЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

ВЫЗОВЫ НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СДВИГА: КАК СПАСТИ ПЛАНЕТУ ОТ САМОРАЗРУШЕНИЯ?

РОБОТЫ НАСТУПАЮТ: КТО ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БУДУЩЕЕ?

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

 

КОНКУРС:

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, ДОСТУПНАЯ ДЛЯ КАЖДОГО

 

[1] Цитата Филипа Котлера: «Мои первые книги были про другой рынок, другую конкуренцию и других потребителей. Сегодня эти книги вредны, в них описаны модели, которые не действуют».

[2] Электронный ресурс. URL: https://esquire.ru/archive/2885-samuel-arbesman/ По существующим оценкам, к настоящему времени во всем мире опубликовано около 50 млн научных статей, причем большая часть из них — за последние 15 лет. В Китае число публикаций растет на 18% в год, и значит, скорость производства научных статей удваивается каждые четыре с небольшим года.

[3] Электронный ресурс. URL: https://obucheniepersonala.com/ Для сравнения в 50-х гг. XX века данный показатель составлял 12 лет, в 70-х гг. XX века – 5 лет.

[4] Генеральный директор компании «Яндекс» Е.И.Бунина: «Мы даже в Яндексе с трудом нанимаем сильных разработчиков, потому что не выпускаем достаточное количество специалистов».

Председатель совета директоров «Тинькофф банк» О.Ю.Тиньков: «Сегодня мы обслуживаем 7 млн клиентов из одного офиса и мы до сих пор единственный онлайн банк в России, и мы самый большой онлайн банк в мире. … Я вижу два ключевых вызова в контексте кадров для цифровой экономики. Первое — необходимо усилить образование в области информационных технологий и сосредоточиться на том, чтобы готовить востребованных рынком специалистов. И – второе — сделать так, чтобы они хотели оставаться работать в стране, а не уезжать за границу».

Заместитель председателя правления Сберегательного банка РФ Б.И.Златкис: «Единственный способ чего-то добиться – это образование, образование людей, которые работают на любых позициях, на любой должности. Я недавно сдавала полный курс, тесты по «Big data». Собираюсь «Искусственный интеллект» сдавать и опять полный курс. И это единственный способ добиться чего-то в том мире, в котором мы живём, потому что он очень новый, потому что он очень необычный».

Леонид Левин: «Согласно исследованиям, сегодня около половины индустриальных предприятий в мире испытывают недостаток в квалифицированных специалистах по киберзащите. … В России, по данным исследований, большинство промышленных предприятий тратят на информационную безопасность меньше, чем могут потерять за один день простоя из-за кибератаки».

[5] По данным BCG, 2016.

[6] Harvard Business Review Analitic Service Report. Is Collaboration the new innovation? 2016 http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-is-collaboration-the-new-innovation/$FILE/ey-is-collaboration-the-new-innovation.pdf

[7] https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/07/21/650142-milliard-kibersport

[8] Advancing Human-Centred Economic Progress in the Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum. G20/T20 Policy Brief — May 2017. С. 14.

[9] World Economic Forum, The Human Capital Report 2016. С. 21.

[10] Advancing Human-Centered Economic Progress in the Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum. G20/T20 Policy Brief — May 2017. С. 14.